1. без Библии 2. с Библией |
Урок 2. Прощение в Ветхом Завете |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Раскрыть суть Божьего прощения. 2. Показать, что понятие «Божье раскаяние» на самом деле является Его прощением. 3. Помочь учащимся понять, в чем проявляется Божья любовь к недостойным любви. План урокаI. Божье прощение (
Лев. 1:4). II. Господь может изменить Свое решение (
Исх. 32:14). III. Бог проявляет любовь к падшим (
Ос. 1:2, 3). КомментарийПрощение в Ветхом ЗаветеМногие христиане в вопросах своей веры основываются исключительно на Новом Завете. Они считают, что Ветхий Завет служит лишь историческим фоном для событий, которые описываются в Новом Завете. Однако адвентисты седьмого дня верят, что план спасения раскрывается на страницах всего Священного Писания. Мы видим, как события, описанные в Ветхом Завете, неоднократно указывают на то, что Бог всегда готов даровать прощение Своему народу. Библия однозначно говорит о греховности человека: «Все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:23). См. также Рим. 3:9; Гал. 3:22. Более того, из следующих слов становится ясным, что всякий, совершаемый нами грех, — это грех против Бога: «Согрешая таким образом против братьев... вы согрешаете против Христа» ( 1 Кор. 8:12). «Всякий грех в конечном итоге — это грех против Бога. Давид, обличаемый Нафаном, воскликнул: „Согрешил я пред Господом" ( 2 Цар. 12:13). Иосиф также признавал, что, поддавшись соблазну, он согрешит против Бога: „Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом" ( Быт. 39:9)» («Библейский комментарий АСД», т. 3, с. 755, «Против Тебя, Тебя одного»). См. также Е. Уайт. «Деяния апостолов», с.117. Наша греховная природа подталкивает нас к поискам прощения, в противном случае мы обречены (см. Рим. 6:23). Мы можем надеяться только на Бога, Который неизменен, и знание этой черты Его характера доставляет нам радость утешения. «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» ( Мал. 3:6). См. также Евр. 13:8; Иак. 1:17. Ветхий Завет дает яркое описание Его характера. Хотя временами это описание может вселять в нас благоговейный страх (см. Исх. 15:7; 22:4; Чис. 11:33; Ис. Нав. 22:20; 2 Пар. 28:11; Иов 21:20 и др.), нас утешает множество свидетельств того, что Бог желает и всегда готов простить нас. Мы можем быть уверены в том, что если мы обратимся к Нему, Он простит нас с такой же готовностью, с какой Он неоднократно прощал израильский народ в прошлом за их прегрешения. Одним из кажущихся противоречий Библии является Божье раскаяние. Порой нам трудно согласовать тексты, подобные этим: «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1 Цар. 15:29; Иез. 24:14) и: «Жалею, что поставил Я Саула царем» ( 1 Цар. 15:11). Или: «Если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер. 18:8). См. также 134:14; Иер. 18:10; 26:3; 26:13; 42:10; Иона З:9, 10. «Библейский словарь АСД» делает следующее различие между Божьим раскаянием и человеческим: «Когда говорится о Божьем раскаянии, имеется в виду сожаление... Его цели не меняются, но человек, обладая свободной волей, может своими нравственными решениями повлиять на конечное проявление Божьих намерений в жизни» (с. 933). «Раскаяние человека подразумевает изменение ума. Раскаяние Божье подразумевает изменение обстоятельств и отношений. Человек может изменить свое отношение к Богу, подчинившись условиям, и, принимая их, он будет в благоволении у Бога; либо, вследствие своих поступков, он окажется вне условий, соответствующих благоволению Божьему» (Е. Уайт. «Патриархи и пророки», с.630). Впечатляющим примером готовности Бога прийти на помощь Своему народу и побудить его подчиниться Божьей воле является история Осии. В этой истории ослепительно ярко проявилась Божья любовь. В больших душевных муках и борениях к пророку приходит понимание той боли, которую испытывает любящий Бог, видя, как Израиль постоянно склоняется ко греху. «В своей книге пророк Осия изображает неугасимую любовь Бога к своему непокорному народу» («Библейский комментарий АСД», т. 4, с. 886). Невзирая на все зло, чинимое народом. Бог, как и Осия, непременно прощал Свой народ всякий раз, когда тот обращался к Нему. Прощение в Ветхом Завете не отличается от прощения в Новом Завете. Как только Израиль раскаивался и вставал на путь исправления, Бог тут же проявлял готовность к изменению Своего решения. Бог Нового Завета заверяет нас, что если мы «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1 Ин. 1:9). Тексты для исследования: Исх. 34:5—7; Ос. 1:2—8; 11:1—111. В Ветхом Завете (впрочем, как и в Новом) можно найти довольно много эпизодов, где Бог проявляет неумолимость и на первый взгляд не желает прощать. Вспомните, например, историю грехопадения Адама и Евы (см. Быт. 3). Почему Бог не простил их тогда? Или, наоборот, в чем состоит подтверждение того, что Бог на самом деле простил их? Всегда ли Божья справедливость ведет к избавлению? 2. Бог простил прелюбодеяние Давида и Вирсавии (см. 2 Цар. 11, 12). Однако грех Давида повлек за собой неисправимые последствия. Какой вывод на основании этого можно сделать относительно пределов Божьего прощения и нашей способности прощать? 3. Прощение является элементом наших взаимоотношений с другими людьми. В то время, как грех разрушает наши отношения с Богом и другими людьми, прощение помогает восстановить их. Хотя последствия нарушенных отношений часто не поддаются окончательному исправлению, каким образом сам факт того, что мы прощаем, может повлиять на людей, прямо или косвенно связанных с нами? Может ли прощение быть неправильно истолковано или можно ли им злоупотребить? 4. Не считаете ли вы пример того, как Осия простил Гомерь, проявлением крайности? С другой стороны, может, вся суть этого примера и заключается в том, чтобы показать человеку, что Божье прощение чрезмерно, непостижимо уму и не имеет пределов? С какими трудностями вам приходилось сталкиваться, прощая кого-либо? Попросите класс привести из Ветхого Завета другие примеры, в которых Божье прощение привело к желаемому результату. Личное благовествованиеМногие люди не раскаиваются в своих грехах, поскольку не верят, что Бог может простить их. Они говорят: «Я знаю, что несмотря на все свои старания, я не спасусь». Действительно, многие люди окажутся среди погибших только потому, что не верят в возможность спасения. У них отсутствует настоящее понимание того, что значит быть прощенным Богом. Бог действительно прощает все наши грехи. Будучи Божьими свидетелями, мы должны рассказывать людям о том, что хотя Бог и ненавидит грех. Он любит грешника и делает все для того, чтобы простить нас и спасти от наших грехов. Когда Адам и Ева вкусили от запретного плода, Божий закон требовал справедливого наказания, но Божья любовь явила милость. Непослушание Богу взывало к воздаянию. Человеку пришлось принять возмездие за грех. Но уже тогда, в начале времен, у богатого любовью и милостью Бога был план восстановления нарушенной гармонии. Через много веков Бог Ветхого Завета через Своего Сына явил этот план в Новом Завете. Христос пришел как человек и умер за грехи всего человечества. Однако Христос не только умер'за наши грехи, Он также освободил нас от бремени наших грехов, приняв их на Себя. И теперь больше мы не несем вины за грех. На Голгофском кресте состоялось воздаяние за грех и восстановление гармонии наших взаимоотношений с Богом. На кресте совершилось и наказание за грех, и избавление от него. Господь — Бог как Ветхого, так и Нового Завета. Он требует соблюдения Своего закона и воздаяния за его нарушение. Но Он также являет милость, прощая нас, когда мы нарушаем Его закон. Он обещает однажды восстановить в нас безгрешное состояние. От теории к практикеЕсли преступники хотят потребовать выкуп с богатого человека, они не похищают детей кого-нибудь из его прислуги, а стараются выкрасть любимого ребенка этих состоятельных родителей. Проливает ли такая закономерность свет на то, как дьявол пытается использовать в своих целях особую любовь Бога к людям? Как в этом свете выглядит готовность Моисея пожертвовать своей жизнью? См. Исх. 32:32. Какие слова неоднократно звучат в ходе этого диалога? Вопросы для размышления1. Иосиф много претерпел от людей, включая своих родных братьев, Потифара и его жену. В Библии нигде особенно не отмечается, что Иосиф простил всех своих обидчиков, однако Бог многократно использовал Иосифа в качестве орудия в Своих руках. Можно ли, исходя из этого факта, предположить, что Иосиф все же простил своих обидчиков? Принимает ли Бог во внимание то, как мы прощаем другим, когда выбирает сотрудников Христовых? 2. Обладаете ли вы способностью так же великодушно прощать, как Иосиф? Кого вам легче прощать: родственников или людей, не состоящих с вами в родстве? Существует ли предел вашей способности прощать? Кто в вашей семье является «Иосифом», а кому нужно еще развивать в себе дух прощения? 3. В одном фильме есть такая сцена. Мальчик несет на спине своего брата и говорит: «Он совсем не тяжелый: ведь он мой брат». Каким образом простой смертный может превратиться в тяжелоатлета, которому по плечу любая тяжесть, включая прощение? Нередко можно услышать выражение: «Он истинно верующий». Может ли человек научиться по-настоящему прощать, не став прежде «истинно верующим» в Бога? Вопросы для закрепления1. В словаре синонимов к слову «прощать» приводится целый синонимический ряд: «отпускать, помиловать, избавлять, оправдывать, предавать забвению, извинять, высвобождать, освобождать, сделать свободным, отвязать, аннулировать, реабилитировать и смилостивиться». Исходя из материала, изученного на этой неделе, а также вашего исследования приведенных выше слов, отметьте те из них, которые применимы к тому, как конкретно вас прощает Бог. Какие слова вообще не подходят к вашему случаю? Можете ли вы предложить для дополнительного рассмотрения другие синонимы? 2. Заполните пропуск в следующем утверждении: «Горчичное зерно и вера соотносятся так же, как _________ соотносится с прощением». Аргументируйте свой выбор. 3. Что, по вашему мнению, в христианской символике может выступать лучшим олицетворением прощения? ЗаключениеВ Ос. 3:1 Господь обращается к Осии: «Иди еще и полюби женщину... прелюбодействующую». Как Церковь Христова мы тоже искушаемся впадать в духовный блуд, согрешая против Него. Однако, подобно Осии, Христос снова и снова возвращает нас к Себе, прощая, и восстанавливает нас в правах Своей невесты. |